Волгодонской медицинский колледж

Главная » 2014 » Март » 6 » Положение об организации практического обучения студентов медицинского колледжа
Положение об организации практического обучения студентов медицинского колледжа
14:14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙОБЛАСТИ
«ВОЛГОДОНСКОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании «Утверждаю»:
методсовета протокол №_54_ Директор ГБОУСПОРО «ВМК»
« __26__» _____09____ 20_13_ г ________Урядникова Т.В.


Положение
об организации практического обучения студентов медицинского колледжа

Положение разработано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.07.99 г. № 1991 «Об утверждении Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования», инструктивным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.09.99 г. № 16-51-198/16-15, и на основании Рекомендаций по организации практического обучения студентов медицинских (фармацевтических) училищ и колледжей МЗ РФ от 10.04.2000 г. №15 – 12/93.
I. Общие положения

1.1. Практическое обучение студентов медицинского колледжа является составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования.
1.2. Практическое обучение студентов проводится в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ГОС СПО), в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
1.3. Цель практического обучения: закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков общения с пациентами, опыта работы по изучаемой специальности.

II. Этапы практики.

2.1 Практическое обучение студентов состоит из:
• учебной практики;
• производственной (профессиональной) практики.
2.2 Производственная (профессиональная) практика включает
следующие этапы:
• практику для получения первичных профессиональных умении и навыков
• практику по профилю специальности (технологическую);
• практику преддипломную (квалификационную или стажировку).

III. Организация практического обучения.

3.1. Организация производственной (профессиональной) практики направлена на непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельности в соответствии с программой практики.
3.2. Организация и контроль за всеми видами практики возлагается на заместителя директора по учебной работе, заведующей практическим обучением медицинского колледжа.
3.3. Заведующий практикой координирует работу методических руководителей практики от учебного заведения, определяет цели и задачи методической работы по вопросам совершенствования организации производственного обучения.
3.4. Общий объем времени на все этапы практики и последовательность ее проведения определяется рабочим учебным планом и графиком производственной практики.
3.5. Содержание всех этапов практики определяется примерными
программами производственной (профессиональной) практики,
обеспечивающими дидактически обоснованную последователь-
ность процесса овладения студентами системой профессиональ-
ных умений и навыков.
3.5.1. Учебные заведения на основании примерной программы разрабатывают и утверждают рабочую программу производст¬венной (профессиональной) практики.
3.6. Администрация учебного заведения согласовывает с местными
органами управления здравоохранением перечень лечебно-
профилактических учреждений, соответствующих требованиям ГОС СПО для проведения всех видов практики.
3.7. Закрепление баз практики осуществляется администрацией учебного заведения на основе прямых договоров с лечебно-профилактическими учреждениями.
3.8. В договоре на проведение производственной (профессиональной) практики учебное заведение и лечебно-профилактические учреж¬дения оговаривают все вопросы, касающиеся проведения производственной (профессиональной) практики.

IV. Учебная практика

4.1. Задачами учебной практики являются получение первичных про-фессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осоз¬нанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессио¬нальных умений и навыков по избранной специальности.
4.2. Учебная практика проводится в кабинетах доклинической прак¬тики, специализированных лабораториях учебного заведения и в учебных кабинетах лечебно-профилактических учре¬ждений, являющихся базами практического обучения студентов/
4.3. Учебная практика может осуществляться как непрерывным циклом – модулем, так и путем чередования с теоретическими занятиями. при условии опережения теоретического обучения практическому.
4.4. Продолжительность рабочей недели студентов при прохождении учебной практики составляет 36 академических часов независимо от возраста студента.
4.5. Полученные студентами в процессе учебной практики знания и
практические навыки преподаватель устанавливает путем систе-
матической проверки и оценивает как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»). По дисциплинам, для которых учебным планом предусмотрены лабораторные работы и практические занятия менее 20часов на семестр, выставляется итоговая оценка - «зачет».
4.6. Каждое пропущенное (независимо от причины) занятие по прак¬тике студент обязан отработать во внеучебное время и предста¬вить в учебную часть колледжа разрешение с от¬меткой об отработке, подписанное преподавателем.
4.7. Учебная практика проводится преподавателями специальных дисциплин. Для проведения лабораторных работ и практических занятий по отдельным разделам клинических и специальных дисциплин мо¬гут привлекаться квалифицированные работники со средним ме¬дицинским и фармацевтическим образованием.
4.8 Рабочая программа дисциплины определяет знания, умения, навыки по каждой теме практического занятия, перечень практических манипуляций, виды самостоятельной работы студентов, а также формы практических занятий.
4.9 Медицинское обследование студентов перед выходом на все виды практик проводится в отделениях профосмотров поликлиник города.
4.10. В комплект документов преподавателя практических занятий входит:
- положение об учебной практике;
- примерная программа дисциплины;
- рабочая программа дисциплины;
- тематический план дисциплины;
- перечень практических занятий;
- перечень практических манипуляций;
- методические разработки.
4.11. Учебная практика проводится в форме практических или семинарско-практических занятий.
4.12. Преподаватель планирует ход практического занятия, определяет цели, задачи занятия, содержание и организацию занятия, виды самостоятельной работы студентов, учебно-наглядные пособия.
Данные практики проводятся в лечебно-профилактических учреждениях, расположенных по месту нахождения ме¬дицинского колледжа.
4.13. Практические занятия состоят из вводной, основной и заключительной части.
На вводную часть практического занятия отводится 13-15% от всего времени, отводимого на занятие. Проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда. Занятие начинается с сообщения темы, цели, задачи занятия. Ознакомление студентов с приемами и последовательностью выполнения работ. На основную часть занятия отводится до 70-75% времени. Преподаватель объясняет назначение и содержание задания, показывает наиболее безопасные и рациональные приемы выполнения работ, сообщает нормы времени на выполнение работ и критерии оценок. Студенты выполняют работу, предусмотренную программой практики, отрабатывают практические манипуляции.
Преподаватель контролирует самостоятельную работу студентов, проводит текущий инструктаж по охране труда.
На заключительную часть отводится 5-7% времени. В это время студенты заполняют дневник (учебной практики). Преподаватель подводит итоги практического занятия. Знания и навыки студентов определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»).
4.14 Учебная нагрузка преподавателя определяется количеством часов, заложенных на практику данной дисциплины рабочим учебным планом.
4.15.Сроки и продолжительность проведения практики определяются учебными планами в соответствии с графиком учебного процес¬са, содержание практики - программами.
4.16. Заведующий практикой составляет расписание практических занятий на семестр. Продолжительность практического занятия 6 часов.

V. Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков и практика по профилю специальности (технологическая).

5.1. Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков и практика по профилю специальности направлены на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, приобрете¬ние первоначального практического опыта.
5.2. При проведении практики для получения первичных профессио-нальных умений и навыков учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек и на более малочис¬ленные группы без увеличения фонда оплаты труда.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики - не более 40 учебных часов в неделю.
К практике для получения первичных профессиональных умений и навыков и к практике по профилю специальности (технологи¬ческой) допускаются студенты, выполнившие учебную программу по данному профилю и имеющие положительные оценки.
5.3 Для учебно-методического руководства данными видами практик директор учебного заведения своим приказом на каждую учебную группу в 25-30 студентов назначает преподавателя клинических или специальных дисциплин (методического руководителя).
5.4. В комплект документов методического руководителя производственной практики входят:
• положение о производственной (профессиональной) практике, рекомендации по применению Положения, договор с лечебно-профилактическим учреждением о проведении практики, приказ о назначении методического руководителя практики, приказ о распределении студентов по базам практик, рабочая программа практики. график производственной (профессиональной) практики, график консультаций, грацик целевых проверок, образец дневника производственной практики.
5.5. Обязанности методического руководителя практики:
• установить связь с руководителями практики от организации совместно с ними составить рабочую программу;
• ознакомить студентов с программой практики;
• в день выхода студентов на практику (или очередной раздел практики) сопровождать студентов при распределении на рабочие места и проверять соответствие этих рабочих мест с требованиями программ;
• 4. совместно с общим или непосредственным руководителем практики
проводить инструктаж по технике безопасности;
• 5. участвовать в распределении и перемещении студентов по местам практики:
• осуществлять контроль за выполнением графика работы студентов, за правильностью использования студентов в период практики;
• оказывать методическую помощь общим и непосредственным руководителям практики в организации и проведении практики;
• регулярно следить за дисциплиной, формой одежды и выполнением правил внутреннего распорядка студентами;
• контролировать полное выполнение студентами программы практики, перечня обязательных процедур, обеспечивать (совместно с непосредственным руководителем) текущий прием зачета по наиболее сложным манипуляциям;
• регулярно контролировать ведение дневников;
• оказывать практическую помощь студентам при отработке профессиональных навыков и умений;
• оказывать методическую помощь студентам в осуществлении сестринского процесса при уходе за пациентами;
• оказывать методическую помощь непосредственным и общим руководителям практики в составлении характеристик на каждого студента и выставлении оценок;
• участвовать совместно с непосредственным руководителем практики в проведении аттестации студентов по итогам практики;
• проводить совместно с общими и непосредственными руководителями практики итоговую конференцию о ходе практики и путях ее улучшения;
• по окончании практики методический руководитель составляет отчет по итогам практики.
5.6. Сроки руководства практикой определяются учебным заведением и не должны превышать объема времени, предусмотренного учебным планом на практику, независимо от того, проходят эти студенты практику на одном или нескольких объектах.
Оплата труда методического руководителя практики производится за счет средств медицинского колледжа за одну неделю практики из расчета от 12 до 18 часов на учебную группу.
5.7. Студенты медицинского колледжа при прохождении производственной (профессиональной) практики в медицинских учреждениях обязаны:
• полностью выполнять задания, предусмотренные программой производственной (профессиональной) практики;
• соблюдать действующие в учреждениях здравоохранения правила внутреннего трудового распорядка;
• изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила противопожарной безопасности в учреждениях здравоохранения.
5.8. В обязанности руководителей учреждений здравоохранения, являющихся базами практик, входит:
• назначение своим приказом до начала практики общего руководителя практики по медицинскому учреждению и непосредственных руководителей практики в отделениях, лабораториях и других функциональных подразделениях; организация контроля за их работой;
• предоставление студентам рабочих мест, отвечающих содержанию программ практики;
• создание необходимых условий для успешного прохождения студентами в полном объеме программ практики.
5.9. Оплата труда преподавателей руководителей практики от ЛПУ, осуществляющих общее и непосредственное руководство практикой производится за счет средств медицинского колледжа из расчета одного руководителя на соответствующую группу студентов за одну неделю практики в следующих размерах:
• преподавателю практики от учреждения, осуществляющему общее руководство практикой: 12 часов на учебную группу;
• преподавателю практики, осуществляющему непосредственное руководство практикой, оплачивается из расчета от 12 до 18 часов на учебную группу.
5.10 Общее руководство практикой студентов в учреждении здравоохранения возлагается на одного из ведущих специалистов (руководителя учреждения, заместителя, зав. отделением или главную медицинскую сестру).
5.11 На общего руководителя возлагается:
• распределение прибывших на практику студентов по рабочим местам и составление (до начала практики) графиков перемещения студентов по
отдельным функциональным подразделениям и отделениям учреждений
здравоохранения в соответствии с программами практики;
• ознакомление студентов с задачами, структурой, функциями и правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором проводится практика;
• проведение инструктажа студентов по технике безопасности;
• ответственность за правильным использованием на работе студентов в
соответствии с программами практики, инструктаж непосредственных
руководителей практики;
• контроль за работой непосредственных руководителей практики;
• контроль за выполнением студентами правил внутреннего распорядка и
соблюдением ими трудовой дисциплины и техники безопасности;
• утверждение характеристик о работе студентов-практикантов;
• проведение собраний студентов-практикантов совместно с не-посредственными руководителями практики для выяснения хода практики в отделениях и лабораториях и устранения выявленных при этом недостатков.
5.12. Непосредственные руководители практики в отделениях, лабораториях и других функциональных подразделениях учреждений здравоохранения выделяются из числа специалистов с высшим и средним медицинским образованием, работающих в этих подразделениях. Непосредственному руководителю практики поручается группа студентов-практикантов не более 10 человек.
5.13. Непосредственные руководители обязаны:
• составить графики работы студентов на весь период нахождения их на практике в отделении, лаборатории и т.д.;
• обучить каждого студента правилам работы и технике безопасности в отделении, лаборатории и т.д.;
• вести контроль за графиком работы студентов и обеспечить занятость студентов в течение рабочего дня;
• обеспечить овладение каждым студентом в полном объеме практичес- кими навыками, манипуляциями и лабораторными методиками, предусмот- ренными программами практики. Оказывать студентам практическую помощь в этой работе;
• ежедневно проверять дневники студентов и оказывать им помощь в составлении отчетов по практике;
• давать оценку работы в дневниках студентов и составлять характеристики о работе каждого студента к моменту окончания ими практики в отделении, лаборатории и т.д.
5.14. Оплата преподавателям суточных за проезд к месту практики вне места нахождения учебного заведения и обратно, а также возмещение расходов по найму жилого помещения производится учебным заведением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оплате служебных командировок.
5.15. Итогом практики является аттестация.
5.16. Студенты, не выполнившие требования программы практики или
получившие неудовлетворительную оценку по этому виду практики, направляются учебным заведением на практику повторно.

VI. Преддипломная практика (квалификационная или стажировка)

6.1 Преддипломная практика (квалификационная или стажировка) является завершающим этапом обучения и проводится после ос¬воения программы теоретического и практического курсов и сда¬чи студентами всех видов промежуточной аттестации, преду¬смотренных государственными требованиями к минимуму со¬держания и уровню подготовки выпускников.
6.2 Задачами преддипломной практики являются обобщение знаний и умений студентов по специальности, проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях кон¬кретного медицинского учреждения.
6.3 Преддипломная практика (квалификационная или стажировка) проводится в учреждениях здравоохранения, расположенных по месту нахождения колледжа (училища) или в других населенных пунктах.
6.4 Студенты, заключившие с организациями индивидуальный договор (контракт) о целевой контрактной подготовке, производственную (профессиональную) практику, проходят в этих организациях.
6.5 Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении преддипломной практики - не более 40 учебных часов в неделю.
6.6 Итогом преддипломной практики является аттестация.
6.7 Студенты, не выполнившие программу преддипломной практики (квалификационной или стажировки) к итоговой аттестации не допускаются, при их желании они могут быть направлены на преддипломную практику вторично.
6.8 Лица, получившие оценку «хорошо» за преддипломную практи¬ку, теряют право на получение диплома с «отличием».

Разработчики:

Зам.директора по УР ___________ Никифорова А.И.
« __ » _________ 20__г.

Зав. практическим обучением ___________ Акимова Е.В.
« __ » _________ 20__г.
Просмотров: 2027 | Добавил: SatyR | Рейтинг: 0.0/0 |